Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение.В статье проблема зависимого поведения (наркозависимость) рассматривается как субъективная проблема, формирующаяся в процессе компенсации односторонности развития человека. Представлены субъективные предпосылки формирования зависимого поведения: «Я-концепция», «жизненный сценарий» и стиль взаимоотношений.
Обоснована актуальность реализации технологии консультативной деятельности по вопросам субъективной составляющей здоровья как обучающее взаимодействие, направленное на оздоровление студентов через достижение их внутренней целостности.
Цель статьи — обосновать и раскрыть субъективные предпосылки формирования зависимого поведения и апробировать технологию консультативной деятельности по вопросам субъективной составляющей здоровья для профилактики аддикций.
Материалы и методы. Методами проведенного исследования является логико-теоретический анализ психолого-педагогической и эколого-валеологической литературы, посвященной проблемам самосохранительному поведению и здоровью; диагностические методики, включающие наблюдение, описание, беседу, анкетирование, тестирование, методы статистической обработки данных.
Результаты. Выявлены и описаны субъективные предпосылки развития аддикций у студентов педагогического вуза, а также условия, препятствующие их развитию. Разработана технология консультативной деятельности по вопросам субъективной составляющей здоровья как технология профилактики и коррекции зависимого поведения.
Обсуждение. На основании проведенного исследования отмечается, что зависимость от внешних обстоятельств и чужой воли снижает уровень субъектности студентов и приводит к различным проблемам здоровья, поэтому профилактика и психокоррекция зависимого поведения (оздоровления человека) рассматривается как разрешение внутренних противоречий «Я-концепции». Решение этой проблемы происходит в рамках консультирования по вопросам субъективной составляющей здоровья.
Заключение. Авторами делается вывод, что у студентов существуют субъективные предпосылки формирования зависимого поведения. Для достижения внутренней целостности через устранение противоречий «Я-концепции» необходима психологическая помощь. Такой помощью может быть применение технологии консультативной деятельности по вопросам субъективной составляющей здоровья как обучающего взаимодействия, направленного на оздоровление студентов, через достижение их внутренней целостности.
«Я-концепция», консультативная деятельность, здоровье, субъективная составляющая, зависимое поведение, оздоровление, взаимоотношение, студенты вуза
– выявлены субъективные предпосылки формирования зависимого поведения студентов вуза;
– раскрыт механизм формирования наркозависимого поведения на субъективном уровне;
– апробирована технология консультативной деятельности по вопросам профилактики и коррекции зависимого поведения.
Валеева, Г. В. СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА [Текст] / Г. В. Валеева, З. И. Тюмасева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2019. — № 5. — С. 245-258. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.91.79.017.
1 Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание // пер. с англ. М. : «Прогресс», 1986. С. 30–66.
2. Валеева Г. В. Консультирование по вопросам субъективной составляющей здоровья // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2018. № 2 (30). – С. 112–119.
3. Орел А. Н. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) : тест по психологии / Социальная сеть работников образования «Nsportal.ru» : [сайт]. URL: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2015/04/28/
metodika-diagnostiki-sklonnosti-k-otklonyayushchemusya (дата обращения: 15.10.2019).
4. Глединг С. Психологическое консультирование. СПб. : «ПИТЕР», 2002. – 730 с.
5. Тюмасева З. И., Валеева Г. В. Технология консультативной деятельности по вопросам субъективной составляющей здоровья обучающихся // Вестник ВЭГУ. 2018. № 5 (97). – С. 128–135. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36288703 (дата обращения: 15.10.2019).
6. Доля А. А., Моисеев В. Г. Психологические особенности наркозави-симых // Молодой ученый. 2018. № 18. – С. 435– 438. URL: https://moluch.ru/archive/204/49789/. (дата обращения: 27.09.2019).
7. Интегративная модель преодоления стресса студента и преподавателя: коррекция отношений в образовательном, профессиональном и личностном взаимодействии / Г. К. Касымова [и др.] // Bulletin of the national academy of sciences of the republic of Kazakhstan. 2019. № 3. – С. 169–179. – ISSN 2518–1467.
8. Феномен тьюторства в здоровьесбережении: факторы риска и устойчивости / З. И. Тюмасева [и др.] // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 9. С. 139–157.