Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 5 Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.91.79.017
УДК: 157:614
ББК: 88.48: 51.1(2)5
Г. В. Валеева ORCID
Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
З. И. Тюмасева ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Аннотация

Введение.В статье проблема зависимого поведения (наркозависимость) рассматривается как субъективная проблема, формирующаяся в процессе компенсации односторонности развития человека. Представлены субъективные предпосылки формирования зависимого поведения: «Я-концепция», «жизненный сценарий» и стиль взаимоотношений.

Обоснована актуальность реализации технологии консультативной деятельности по вопросам субъективной составляющей здоровья как обучающее взаимодействие, направленное на оздоровление студентов через достижение их внутренней целостности.

 

Цель статьи — обосновать и раскрыть субъективные предпосылки формирования зависимого поведения и апробировать технологию консультативной деятельности по вопросам субъективной составляющей здоровья для профилактики аддикций.

Материалы и методы. Методами проведенного исследования является логико-теоретический анализ психолого-педагогической и эколого-валеологической литературы, посвященной проблемам самосохранительному поведению и здоровью; диагностические методики, включающие наблюдение, описание, беседу, анкетирование, тестирование, методы статистической обработки данных.

Результаты. Выявлены и описаны субъективные предпосылки развития аддикций у студентов педагогического вуза, а также условия, препятствующие их развитию. Разработана технология консультативной деятельности по вопросам субъективной составляющей здоровья как технология профилактики и коррекции зависимого поведения.

Обсуждение. На основании проведенного исследования отмечается, что зависимость от внешних обстоятельств и чужой воли снижает уровень субъектности студентов и приводит к различным проблемам здоровья, поэтому профилактика и психокоррекция зависимого поведения (оздоровления человека) рассматривается как разрешение внутренних противоречий «Я-концепции». Решение этой проблемы происходит в рамках консультирования по вопросам субъективной составляющей здоровья.

Заключение. Авторами делается вывод, что у студентов существуют субъективные предпосылки формирования зависимого поведения. Для достижения внутренней целостности через устранение противоречий «Я-концепции» необходима психологическая помощь. Такой помощью может быть применение технологии консультативной деятельности по вопросам субъективной составляющей здоровья как обучающего взаимодействия, направленного на оздоровление студентов, через достижение их внутренней целостности.

Ключевые слова

«Я-концепция», консультативная деятельность, здоровье, субъективная составляющая, зависимое поведение, оздоровление, взаимоотношение, студенты вуза

Основные положения

– выявлены субъективные предпосылки формирования зависимого поведения студентов вуза;

– раскрыт механизм формирования наркозависимого поведения на субъективном уровне;

– апробирована технология консультативной деятельности по вопросам профилактики и коррекции зависимого поведения.

Цитировать публикацию

Валеева, Г. В.  СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА [Текст] / Г. В. Валеева, З. И. Тюмасева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  5. — С. 245-258. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.91.79.017.

Библиографический список

1 Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание // пер. с англ. М. : «Прогресс», 1986. С. 30–66.

2. Валеева Г. В. Консультирование по вопросам субъективной составляющей здоровья // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2018. № 2 (30). – С. 112–119.

 

3. Орел А. Н. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) : тест по психологии / Социальная сеть работников образования «Nsportal.ru» : [сайт]. URL: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2015/04/28/

metodika-diagnostiki-sklonnosti-k-otklonyayushchemusya (дата обращения: 15.10.2019).

4. Глединг С. Психологическое консультирование. СПб. : «ПИТЕР», 2002. – 730 с.

5. Тюмасева З. И., Валеева Г. В. Технология консультативной деятельности по вопросам субъективной составляющей здоровья обучающихся // Вестник ВЭГУ. 2018. № 5 (97). – С. 128–135. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36288703 (дата обращения: 15.10.2019).

6. Доля А. А., Моисеев В. Г. Психологические особенности наркозави-симых // Молодой ученый. 2018. № 18. – С. 435– 438. URL: https://moluch.ru/archive/204/49789/. (дата обращения: 27.09.2019).

7. Интегративная модель преодоления стресса студента и преподавателя: коррекция отношений в образовательном, профессиональном и личностном взаимодействии / Г. К. Касымова [и др.] // Bulletin of the national academy of sciences of the republic of Kazakhstan. 2019. № 3. – С. 169–179. – ISSN 2518–1467.

8. Феномен тьюторства в здоровьесбережении: факторы риска и устойчивости / З. И. Тюмасева [и др.] // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 9. С. 139–157.